Из чего состоит кадастровый учет объектов недвижимости

кадастровый учет объектов недвижимостиКадастровый учет объектов недвижимости приобрел актуальность в момент возвращения в 1991 г. частной собственности. Резко встал вопрос, как создать действенный полноценный ресурс, позволяющий вести информационный учет данных о недвижимом имуществе (далее — НИ).

Данная сфера и сегодня имеет большие пробелы и вызывает непонимание отдельных моментов у рядового гражданина. Попробуем вместе разобраться в некоторых нюансах.

Государственный кадастровый учет НИ

Государственный кадастровый учет объектов недвижимости (далее — учет) — подтверждение существования НИ путем внесения специальным органом (Росреестром) в единую базу (государственный кадастр) определенного объема сведений о НИ. Кадастровый учет недвижимости, а также иные аспекты данной области знаний определяются в статьях Федерального закона России № 221 от 24.07.2007 г. «О государственном кадастре недвижимости».

Учет производится в течение 20-ти рабочих дней в Управлении Росреестра по месту географического расположения недвижимости и подлежат ему все объекты НИ:

  • здания;
  • объекты незавершенного строительства;
  • отдельные помещения;
  • сооружения (также — подземные) и строения;
  • земельные участки.

Справочно. При реализации учета объекту будет присвоен индивидуальный кадастровый номер, закрепляемый за ним до момента снятия НИ с учета. Существует два вида учета: кадастровый (определяющий географическое месторасположение объекта НИ) и технический (учитывающий технические характеристики).

Для постановки объекта недвижимости на учет вам понадобится предоставить определенный пакет документов:

  • документ, удостоверяющий личность — гражданский паспорт ( копия),
  • копии свидетельств о ГРП (для земельных участков – также копии документов категориальной принадлежности участка и разрешения на право пользования),
  • технический план (межевой — для земельных участков),
  • акт обследования (при снятии объекта НИ с учета),
  • заявление.

Плату за учет не взимают.

Государственная регистрация объектов недвижимости

Государственная регистрация объектов недвижимостиПравила проведения данной процедуры указаны в Федеральном законе N 122 от 21 июля 1997 г..

Чтобы не нарушать законодательство, владелец НИ самостоятельно либо при помощи представителя обязан в течение установленного временного периода от момента отчуждения либо завершения строительства выполнить процедуру регистрации НИ, так как только после этого наступит юридическое правообладание им.

Регистрация объекта недвижимости в Росреестре выполняется по месту географического расположения НИ путем личной подачи заявления с приложением пакета документов (оригинала и копии паспорта, квитанции об уплате пошлины, кадастрового паспорта, документов, по которым приобретено имущество, таких, как договора отчуждения, свидетельства о праве наследования, решения суда и т.д. Если Вы регистрируете дачу необходимо всего лишь заполнить установленный бланк, где указать необходимые сведения.

Когда вы именно покупаете НИ (оно не переходит Вам по наследству, не подарено Вам, Вы его не приватизируете) понадобится согласие супруга. Это требуется в силу действия ст.ст. 34 – 35 Семейного кодекса, где указано, что любые денежные доходы являются общим имуществом супругов, и соответственно, их трата и требует данного согласия. К таким случаям относят и приобретение жилой недвижимости по ипотеке – здесь согласие необходимо на передачу НИ в залог банку.

Государственная регистрация права собственности на объекты коммерческой недвижимости

Для разъяснения процедуры регистрации коммерческой недвижимости (далее — КН) необходимо указать, что к ней относят НИ, используемое для получения прибыли. Наиболее простой пример отделения коммерческой недвижимости от жилой – многоквартирный жилой дом, в целом являющийся объектом КН, а каждая жилая квартира в отдельности относится к жилой недвижимости. Однако, при коммерческом использовании жилой недвижимости (например, в случае расположения в ней салона цветов) она также становится коммерческой.

Государственная регистрация объектов недвижимостиЕсли вы столкнулись с необходимостью оформления коммерческой недвижимости (например, при приобретении торговой точки) вы должны обратиться в Управление Росреестра с заявлением и сопровождающими документами (документы, подтверждающие факт перехода во владение вами коммерческим имуществом, справка о балансовой стоимости и состоянии объекта, свидетельство о ГРП на объект, кадастровый и технический паспорт, разрешение (в случае перестройки объекта).

Получение сведений из ЕГРП

В случаях приобретения или отчуждения НИ, необходимости подтверждения прав на него, восстановления документов, приватизации. Вам понадобится выписка из специального архива, который называют Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество (ЕГРП), в котором отмечаются и все произведенные с данным объектом сделки. Это фактически специально созданная информационная база, содержащая некоторый перечень данных о НИ и правах на него. Выписки получают в Управлении Росреестра за 5 рабочих дней.

Во всех операциях, рассмотренных выше, вам откажут, если:

  • вы введете в заблуждение специалистов Росреестра;
  • вы предоставите не полный объем документов либо допустите ошибки в их оформлении (все документы, представленные вами, должны быть без исправлений и приписок, а также не иметь повреждений);
  • имеется судебное решение о запрете или аресте НИ либо судебное решение, где указано разрешение на проведение регистрации или учета, на момент подачи заявления о регистрации или учете не вступило в силу;
  • у вас нет прав на регистрацию или учет НИ;
  • имеются противоречия в правах (к примеру, при регистрации долей НИ суммы площадей долей имущества не соответствуют общей площади НИ);

Для обжалования полученного отказа (при несогласии с решением специалистов) следует направить исковое заявление в арбитражный суд.