Орган кадастрового учета — куда обращаться и нюансы в регистрации

орган кадастрового учетаЧто такое кадастр и кадастровый учет мы рассмотрели тут. Теперь посмотрим, куда с этими знаниями обращаться, и какие нюансы могут вас поджидать на пути постановки объекта недвижимости на кадастровый учет.

Для чего это нужно? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим следующий пример.

Делаем все сами или немного о статистике

Как поступает человек, который не имеет должных навыков, знаний и опыта, но который все хочет сделать сам? Предположим, этот человек желает поставить на кадастровый учет какую-то свою недвижимость. Он заглядывает в справочную юридическую литературу, либо через интернет узнает, что нужно для этого сделать. Предположим, что он очень быстро собирает необходимые документы и после этого оправляется в соответствующий регистрационный орган, подает весь пакет документов и…получает отказ.

Справочно. К примеру, если брать столицу, то соответствующий орган кадастрового учета в Москве ежедневно отклоняет полтора десятка подобных заявлений из 50-70 поданных. То есть, отклоняется каждое четвертое обращение о постановке на кадастровый учет.

Это если не брать во внимание, что принимается некоторая часть решений о приостановке в осуществлении государственного кадастрового учета. О чем это говорит? А говорит это, что не так-то просто встать на кадастровый учет.

Куда обращаться

орган кадастрового учета

Чтобы получить кадастровый паспорт с кадастровым планом, поскольку вам уже известно, что без кадастрового плана, кадастровый паспорт считается неполным документом, нужно обратиться в соответствующий регистрационный орган. Понадобиться либо Кадастровая палата, либо Многофункциональный центр, действующие в соответствующем регионе. Если вернуться вновь к столице, то там нужно искать Федеральную кадастровую палату Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве.

Есть такой вариант, как сделать заказ документа через интернет. Найдите в сети Интернет сайт Росреестра в своем регионе. На сайте будет раздел под названием «электронные услуги». Заходите в него и заполняете предлагаемую форму, куда вносятся необходимые данные об объекте недвижимого имущества. По окончанию определяетесь с формой документа, бумажная она будет или электронная, проверяете все данные и отправляете заявление, нажав на кнопку «отправить». Далее, нужно оплатить выставленный счет за услугу.

Сразу нужно отметить, что постановка на кадастровый учет и выдача паспорта через интернет на сегодняшний день представляется малоприемлемым способом. Во-первых, сама услуга пока очень сырая, электронная база неполная. Во-вторых, многие юридические лица крайне скептически относятся к подобным серьезным документам, которые оформляются через интернет и получаются по почте.

Справочно. Кадастровый паспорт на недвижимость, которая уже состоит на учете, может получить любой гражданин России. А вот поставить этот объект на кадастровый учет имеет право либо его собственник, либо съемщик.

Например, это может быть лицо, которое проживает в квартире по договору социального найма. Эти же лица могут на законных основаниях внести изменения в данные Росреестра по этой недвижимости, получить обновленный кадастровый паспорт с кадастровым планом.

Кадастровый паспорт не удастся получить без технического плана объекта, который должен соответствовать требованиям, предъявляемым к нему законом (Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. N221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»). В нем должны быть отображены сведения о самом объекте недвижимости. Изготавливается технический план с привлечением государственных или частных специалистов на протяжении 10 дней.

Какие документы нужно готовить

Как бы вы не пытались встать на кадастровый учет, делая это через интернет или орган кадастрового учета
отправляясь в регистрационный орган своего города, помимо паспорта и заявления вам придется собирать следующие документы, без которых регистрация невозможна:

  • Межевой план. Он должен соответствовать установленной форме, которая определена в приказе Минэкономразвития РФ от 24. 11. 2008 №412.
  • Правоустанавливающий документ на объект недвижимости. На приватизированный дом или квартиру понадобится предъявить свидетельство о праве собственности, а если она муниципальная, то нужно предъявлять ордер.
  • Находящийся в новостройке объект потребует приложить договор с застройщиками.
  • При регистрации участка земли понадобятся документы, которые определяют, к какому типу относится эта земля.
  • Подтверждение оплаченной госпошлины.

И это еще не все. Если на объекте недвижимости была сделана перепланировка, а перепланировка требует прохождения определенной процедуры, то потребуются документы, которые узаконили ее, будь то заключения МЧС, СЭС и т.п. Отсутствие документов согласования, потребует решение суда. Поручение постановки на учет другому лицу потребует заверенной нотариусом доверенности и паспорта этого лица.

Справочно. Приведенный перечень документов является исчерпывающим, но требования к ним в каждом регистрационном органе могут отличаться друг от друга. Где-то попросят несколько экземпляров какого-то из документов, а где-то обойдутся и одним. Поэтому, все эти детали нужно уточнить непосредственно на месте, куда вы обираетесь подавать заявление о регистрации.

Услуга постановки на кадастровый учет не бесплатная, но сумма достаточно небольшая, составляющая 200 рублей. Произвести оплату можно как в самом регистрирующем органе, так и через банк. А пользователи интернета могут это сделать и с помощью всемирной сети.

Кому откажут в регистрации

Как видите, ничего сложного. И документов понадобится не так много, и стоимость услуги не требует каких-то долгосрочных накоплений. Почему же так много отказов? Обратимся к теории. Отказать в регистрации имеют право в тех случаях, если:

  • подан неполный список документов;
  • если в кадастровом паспорте на участок земли одна из его границ заходит за границы участка, который принадлежит на правах собственности другому лицу;
  • если поданные документы содержат противоречивые данные, либо они не соответствуют тем сведениям, которые есть в Росреестре.

регистрация объекта недвижимости

Как видите, список не очень обширный. А что говорит практика? Обратимся к данным Кадастровой палаты города Москвы. Основная ошибка, которая служит причиной отказа, заключается в том, что указание номера кадастрового квартала идет не в соответствии с приказом ФГБУ «ФКП Росреестра» от 29 июня 2012 года№ П/51 «О кадастровом делении кадастрового округа «Московский городской».

Следующим распространенным основанием для отказа в регистрации служит то, что при изготовлении межевого плана участка земли, который образуется при разделе, объединении или перераспределении его границ, неверно указываются номера исходных земельных участков.

Почти каждый десятый отказ происходит из-за того, что в регистрационный орган обратилось ненадлежащее лицо, которое не имеет права на регистрацию объекта недвижимости. То есть, либо у него нет правоустанавливающих документов, либо он представляет интересы другого лица без нотариально заверенной доверенности.

То есть, если посмотреть на все эти случаи, то они вписываются в те три пункта, по которым отказывают в регистрации недвижимого имущества. Поэтому, прежде чем обращаться с заявлением и документами в Кадастровую палату, проверьте их наличие по списку и отсутствие в них противоречивых данных. Но сделать это сложнее, чем сказать.

Лучше сделать следующим образом.
Собираете документы, которые у вас есть и отправляетесь в местный регистрационный орган.
Предъявите туда документы. Можете сразу сдавать их с заявлением.
Если вам откажут в регистрации, то укажут на недостатки, которые следует устранить.
Теперь вы точно будете знать, что именно вам нужно подправить и дособирать.
Точнее вы не узнаете нигде.
Это будет и быстрее, и эффективнее.
Просто заранее морально подготовьтесь к возможному отказу и проведите регистрацию заведомо, а не тогда, когда «срочно нужно».