На сегодня законодатели разработали чёткую схему регистрации в постоянном или временном жилье. При этом, регистрационные документы, заполняемые паспортистами, имеют унифицированную (обязательную) форму.
Все данные о постоянных или временных жильцах фиксируются в двух документах – в домовой книге или поквартирной карточке. Про домовую книгу вы, наверняка, слышали, а вот что такое поквартирная карточка мало кому известно. А между тем этот документ важен, он имеет свои характеристики и особенности.
Поквартирная карточка. Что это за документ
Ещё с советских времён пришёл к нам этот документ. До октября 2012 года действовал регламент ФМС, где была закреплена форма 10, поквартирная карточка с тех пор не утратила своей актуальности, но поменялась. На сегодня действует Приказ ФМС №288, утвердивший Регламент о регистрации. Регламент – это документ, в котором подробно прописан порядок действий регистраторов при прописке или выписке граждан.
Хотя сама миграционная служба ещё в апреле 2016 года прекратила своё существование, как регистрационный институт (все её функции возложены на МВД), документы, ей изданные, своей актуальности не теряют.
Пункт 82 Регламента поясняет, что в делопроизводстве регистраторов действуют только два основных документа, схожих по назначению и виду:
- домовая книга;
- поквартирная карточка.
Если домовая книга – это обязательный документ для всех владельцев особняков, коттеджей и многоэтажек частного жилого фонда, то поквартирная карточка – это документ, действующий в отношении тех видов жилья, где домовые книги не ведутся:
- в муниципальных и государственных домах;
- ЖСК;
- в интернатах для инвалидов, ветеранов, престарелых, одиноких;
- в служебном жилье.
При этом карточки ведутся и заполняются паспортистами УК, ЖСК или домов-интернатов, которые передают данные в органы регистрации. При прописке нового жильца или выписке, в карточку вносятся изменения.
Карточка ведётся на каждую квартиру, коммунальную комнату или комнату в общежитии и имеет свою обязательную форму (№10)
Форма 10 поквартирная карточка, бланк
В январе 2015 года форма карточки чуть изменилась. Как и в домовой книге, в карточке фигурируют данные обо всех прописанных в квартире или комнате жильцах:
- полный адрес комнаты или квартиры;
- сведения о том, под чьим управлением находится жильё (управляющая компания, ЖЭУ, ЖСК и т.п.);
- метраж комнаты или квартиры;
- сведения о нанимателе (ФИО, паспортные данные);
- сведения о проживающих с нанимателем (родство, ФИО, дата рождения, дата прописки и выписки).
В карточку вписываются и дети любого возраста, до 14 лет – по свидетельству о рождении, старше 14 – по паспорту.
Регламентом ФМС в качестве приложения используется актуальная на сегодня форма 10 поквартирная карточка, бланк скачать можно здесь.
Если в процессе приватизации, при оформлении льгот и пособий или в других ситуациях вас озадачит вопрос — где получить поквартирную карточку, имейте в виду, что сам заполненный бланк карточки вам на руки никто не даст, а только выписку из неё.
Как получить выписку из поквартирной карточки
Выписка – это документ о прописанных на конкретный период в комнате или квартире. При этом она может существовать в двух формах:
- простая;
- расширенная.
Простая выписка из поквартирной карточки – это, по сути, справка с места жительства, в которой пишется:
- данные о квартиросъёмщике;
- данные обо всех проживающих вместе с ним на момент изготовления выписки;
- характеристики комнаты или квартиры (адрес, площадь и статус).
Внимание! При оформлении приватизации выписка требуется всегда.
Расширенная же выписка – это полные данные обо всех, кто когда-либо был зарегистрирован в квартире с момента её заселения. Такие данные всегда запрашиваются для установления гражданства, если были утеряны документы.
Чтобы получить выписку, нужно обращаться:
- к паспортисту управляющей компании, ЖСК, ЖЭУ;
- к главврачу дома-интерната;
- в отделы по вопросам миграции (расположены там же, где и располагались отделения ФМС);
- в многофункциональный центр.
Так как информация, содержащаяся в выписке, конфиденциальная, то предоставят её только одному из прописанных в квартире на основании паспорта.
Выписка и долг по коммуналке
Банальная и порядком всем уже надоевшая ситуация – отказ в выдаче выписки из-за долга по платежам за квартиру. В который раз можно утверждать – это незаконно! Ведь что такое поквартирная карточка? Всего лишь сведения, касающиеся жильцов.
В Указе Президента «О гарантиях прав граждан на информацию» чётко говорится, что сведения о жильцах квартиры, в которой он проживает – это информация, касающаяся его лично. А личная информация должна быть доступной.
Не раз уже прокуроры привлекали паспортистов и работников управляющих компаний к ответственности за непредоставление открытой информации, но такие случаи и сегодня встречаются.
Что делать в такой ситуации? Всё просто:
Алгоритм действий
- пишете два произвольных заявления на предоставление выписки из поквартирной карточки;
- одно регистрируете у паспортиста и оставляете себе;
- предупреждаете паспортиста о том, что намерены обжаловать его действия в прокуратуре;
- если всё же отказали – идите в прокуратуру и пишите жалобу на действие паспортиста.