Домой Объекты недвижимости Квартира Что делать, если ваша управляющая компания завышает требования по платежам

Что делать, если ваша управляющая компания завышает требования по платежам

куда жаловаться на управляющую компанию   Большинство россиян живут в городских многоэтажках. После введения в Жилищный кодекс требования об управлении многоквартирными домами многие ТСЖ и ЖСК перешли под крыло управляющих компаний. Однако не все УК действуют законно, а то и вовсе бездействуют, хотя свои рубли получают. Куда жаловаться на управляющую компанию и в каких случаях это возможно, знают не все, а некоторые и не хотят знать: может, боятся в одиночку сражаться с ветряными мельницами, а может из-за пассивности своей. А права свои знать нужно и защищать их любыми законными способами!

Законы об УК


На сегодня единственный правовой акт, регулирующий взаимоотношения между управляющими компаниями (УК) и владельцами квартир – Жилищный кодекс. В его 162-й статье указано, что УК обязана действовать по условиям договора управления и ежегодно отчитываться об исполнении этих условий.

Больше законов нет, поэтому правовое регулирование деятельности УК совсем слабое. А в таком случае сфера ЖКХ обречена функционировать не лучшим образом. Уже который год законодатели говорят о том, что система управления многоэтажками недоработана, однако воз и ныне там.

Хотя, по сути, каждый владелец или совладелец квартиры пользуется услугами, которые предоставляет УК, управляя домом, а поэтому он по закону о правах потребителей имеет право:

  • получать качественные услуги;
  • требовать перерасчёта за плохое качество;
  • защищать нарушенные права.

Существуют и подзаконные акты, например, Постановления №416 от 15.05.2013г. и №731 от 23.09.2010г. В первом определён общий порядок действий УК при управлении домом:

  • как принимать, хранить и передавать техдокументацию по дому;
  • как содержать дом и проводить ремонты;
  • как контактировать с поставщиками ресурсов (газ, тепло, вода, свет);
  • как взаимодействовать с неплательщиками;
  • как организовать диспетчерское аварийное обслуживание.
Второе Постановление содержит стандарт по раскрытию информации: как, когда, кому и о чём должна отчитываться УК.

Все стандарты, содержащиеся в Постановлениях, управляющая компания обязана выполнять. Но как узнать, нарушаются ли права жильцов в той или иной ситуации?

Права управляющей компании

Все права и обязанности и УК, и собственников жилья должны быть чётко права управляющей компаниипрописаны в договоре управления. Стандартный набор прав УК:

  • получать оплату за управление домом (в фиксированной сумме, процент от выполненного или иной вариант);
  • сообщать в жилконтору о незаконных перепланировках или об использовании общего имущества не по назначению;
  • контролировать показания счётчиков (общедомовых и индивидуальных);
  • требовать у поставщиков перерасчёта за некачественные услуги;
  • заключать договоры с ресурсоснабжающими компаниями;
  • менять или расторгать договор на общем собрании собственников.

Может ли управляющая компания расширить список прав самостоятельно? Однозначно нет. Условия договора могут быть изменены только по решению общего собрания большинством голосов при явке 50% всех собственников.

Права жильцов


В договоре управления описаны обычно только права заказчика, а им выступает кооператив или товарищество. При этом заказчик – это не председатель и не управдом, все решения принимаются на общем собрании при условии, что за него проголосовало больше половины собравшихся.

Стандартный набор прав заказчика:

  • получать качественные услуги (своевременный ремонт, качественные ресурсы, надлежащее содержание дома и прилегающей территории);
  • расторгать договор управления по решению собрания, если со стороны УК нарушаются его условия (часть 8.2 статьи 162 ЖК);
  • знакомиться со всеми документами и договорами, касающимися управления домом или предоставления услуг;
  • требовать раскрытия информации.
Каждый собственник имеет право требовать поставки качественных ресурсов, ведь за них отвечает компания.

О чём обязана информировать жильцов УК

В квитанциях, которые составляет специалист управляющей компании, иногда встречаются строки с перерасчётами, а что и за что пересчитано, неизвестно. Да и самостоятельно просчитать квартплату могут не все жильцы.

Сокрытие информации о потраченных деньгах или о насчитанных платежах – нарушение стандарта из 731-го Постановления: пункт «д» статьи 3. По этому пункту УК обязана информировать об оказанных услугах, ценах и тарифах (в том числе и об изменении тарифов и пересчётах) каждого заинтересованного: не только собственника квартиры, но и нанимателя, арендатора или члена семьи владельца.

Кроме такой информации, жильцы имеют право знать:

  • реквизиты УК (название, адрес, счета);
  • сколько УК потратила денег и получила от жильцов (с разбивкой по видам услуг);
  • сведения о доме (год постройки, количество квартир, площади общего имущества, жилых и нежилых помещений, уровень благоустройства, площадь участка под домом);
  • какие работы выполняются по содержанию и ремонту общего имущества и почём;
  • какие организации и по каким тарифам поставляют воду, газ, свет, тепло;
  • как используется общее имущество;
  • когда запланирован капремонт (если деньги перечисляются региональному оператору, а не на спецсчёт дома);
  • какие собрания проводились и что на них решалось;
  • как исполнена смета доходов и расходов дома в прошлом году (ежегодный отчёт);
  • о привлечении к ответственности УК или её руководства за нарушения в управленческой сфере.

Где искать информацию

В 5-й статье вышеуказанного стандарта разъясняется, что УК обязана куда жаловаться на управляющую компаниюразмещать в открытом виде всю информацию по списку выше:

  • на своём официальном сайте (или на сайте местной администрации);
  • в информационной газете (в каждом регионе, городе и районе есть своя газета, в которой в обязательном порядке публикуются местные правовые акты и извещения);
  • на стендах или стойках в помещении УК.

Кроме того по запросу любого заинтересованного жильца УК обязана предоставить интересующую его информацию. Запрос может быть как письменным, так и электронным. По закону об обращениях граждан любая информация должна предоставляться максимум через месяц с момента регистрации запроса.

Важно:
Каждый жилец имеет право ознакомиться с договором управления, потребовав его у председателя или управдома. Кроме того по норме ч.2.1 статьи 162 ЖК текст договора должен находиться в открытом виде на сайте компании или местной администрации.

Жалоба на управляющую компанию


Права жильцов могут быть нарушены:

  • непредставлением информации;
  • некачественными услугами (отсутствие ремонта, плохое содержание дома и территории вокруг него, нарушения со стороны паспортистов, специалистов, выдающих справки);
  • завышением тарифов (актуальные ставки можно узнать на сайте ФСТ);
  • бездействием по жалобам и запросам;
  • некачественными ресурсами (скачки напряжения, температура воды, воздуха в квартире, давление газа не соответствует норме).

Жаловаться можно:

  • в местную жилинспекцию при администрации;
  • в Роспотребнадзор (есть официальный сайт, можно отправить электронную жалобу);
  • в прокуратуру;
  • в суд.

жалоба на управляющую компанию  В суде рассмотрят иск и при положительном решении права жильца будут восстановлены. По закону о защите прав потребителей можно требовать с УК возмещения морального вреда, что в других инстанциях недопустимо. Если вопрос денежный, можно требовать и неустойки. Разбирательство продлится минимум 2 месяца.

Инспекция при выявлении нарушения выдаст УК предписание и срок для исправления ошибок. Срок рассмотрения – месяц.

Прокуратура и Роспотребнадзор также при выявленных нарушениях выпишут предписание, кроме того, эти органы имеют право привлечь УК к административной ответственности и оштрафовать.

При написании жалобы нужно учесть следующие моменты:

  • важно максимально подробно описать ситуацию;
  • нужно сослаться на статьи правовых актов (стандарты, ЖК, Постановления, СНиПы, СанПиН);
  • можно направить жалобу заказным письмом или отнести лично, но копию зарегистрировать в канцелярии и оставить её у себя.

Может ли управляющая компания пожаловаться

УК имеет право жаловаться в суд, если её права нарушены. Только ответчиком по таким делам может быть лишь ТСЖ или ЖСК, если нарушаются условия договора (например, неоплата за услуги самой УК).

Вместе с тем УК может взыскать долги и с неплательщиков, если сама компания заплатила поставщикам сполна. При этом срок давности всего 3 года с момента возникновения долга, поэтому и долг можно взыскать только за этот период. При том, что каждая ситуация индивидуальна, оптимальнее обратиться к юристу за помощью.

Если УК ликвидируется

может ли управляющая компания   Банкротство, ликвидация, реорганизация или лишение лицензии управляющей компании – это основание для прекращения договора управления. Как только станет известно о подобном факте, жильцы должны решить на общем собрании, как поступить: взять управление в свои руки или нанять другую УК.

Если жильцы будут управлять домом самостоятельно, УК обязана вернуть все документы по дому, договоры и прочие по акту и описи. В этом случае договор прекратит своё действие в день принятия решения.

В 24-й статье 416-го Постановления сказано, что договор с прежней компанией прекращается за день до начала управления домом другой УК. До этого дня прежняя компания обязана выполнять условия договора, даже без лицензии.

А куда жаловаться на управляющую компанию, если она ликвидируется? Да всё в те же органы. Если претензии денежные, вопрос будет решаться с участием конкурсного управляющего при банкротстве или ликвидационной комиссии.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ